Подводный переход через Волгу

В конце июля 2003 года в центре древнего города Твери начались подготовительные работы по прокладке подводного перехода через реку Волга.

Подготовительный этап включал в себя: устройство подъездных дорог, планировку и укрепление железобетонными плитами строительных площадок, установка шпунтовых анкеров, устройство амбаров для бентонитового раствора. Данные работы выполнялись специалистами открытого акционерного общества "Тверьоблгаз", с привлечением подрядной организации - общества с ограниченной ответственностью "Аврора".
Транспортировка уникальной буровой установки, вес которой свыше 45 тонн, осуществлялась с участием открытого акционерного общества "Аркос". По окончании подготовительных работ на стройплощадке было установлено свыше 20 контейнеров с основным и вспомогательным оборудованием.
В августе 2003 года начался основной этап строительства 2-х ниток газопровода под дном великой русской реки Волги. Генеральным подрядчиком строительства выступило ОАО "Тверьоблгаз". Работы выполнялись с участием иностранных специалистов из Германии и Чешской республики.
Старый газопровод существует уже 40 лет. Тогда газ подавался от первой газораспределительной станции на Борихином Поле. Но со временем схема подачи голубого топлива изменилась и теперь газ подается в обратном направлении от газораспределительной станции в Литвинках на правый берег Волги. На старый дюкер легла чрезмерная нагрузка, на которую он был не рассчитан. Проблема его модернизации встала еще с 80-х годов прошлого века.
Строительство нового газопровода началось на месте старого. Он прошел на глубине 12-17 метров ниже дна реки, не затронув водной среды. Выходы газопровода расположены в районе Вагонного завода, а на противоположной стороне - около бульвара Ногина, в охранной зоне старого дюкера.

На строительстве перехода


Генеральный директор ОАО "Регионгазхолдинг" Власичев С.В.,
зам. ген. директора ОАО "Тверьоблгаз" Поташенков С.Е.,
мэр г. Твери Лебедев О.С., ген. директор ОАО "Тверьоблгаз" Тарасов С.В.,
председатель ЗС Тверской области Хасаинов М.Ж.

А теперь более подробно о передовом методе наклонно-горизонтального бурения, который "Тверьоблгаз" решил использовать при прокладке нового дюкера.
Первоначальный этап, как правило, начинается с геологических изысканий. Далее следует этап проектирования. Проектные работы осуществил институт "Тверьгражданпроект" при консультациях чешских специалистов. После монтажа технологического оборудования, подготовки соответствующей буровым параметрам буровой смеси и установки локационной техники и техники автоматического управления начинается бурение пилотной скважины.
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click

Бурение пилотной скважины происходило в известняковых грунтах. На мониторе оператора высвечиваются необходимые показатели, а на экране телевизора видно, что происходит на другом берегу реки. Существующая между бригадами на разных берегах теле - и радиосвязь помогает им контролировать их совместные действия.
За пилотным бурением следуют этапы расширения и очистки скважины, которые выполняются с помощью различных буровых инструментов для получения необходимого диаметра скважины.
Последним этапом является протаскивание трубы. В данном случае была использована стальная труба диаметром 325 мм., с толщиной стенки 10 мм. и изоляционным материалом - экструдированный полиэтилен. Для изоляции сварных стыков использовались термоусаживающиеся муфты.

Как и все предшествующие этапы, бурение проходит при постоянной циркуляции бентонита в скважине.
Как известно, большое число факторов влияет на успешность решения поставленной задачи. И машинам и станкам не под силу обеспечить успешную прокладку трубопровода. В огромной мере качественное выполнение работ зависит от квалифицированного персонала, поэтому ОАО "Тверьоблгаз" привлекло к работам известные фирмы, имеющие опыт работы и высококвалифицированный персонал, а так же бригады собственных специалистов.
Комплексная подготовка ниток газопровода для протяжки, включая все необходимые испытания, выполнялась специалистами открытого акционерного общества "Тверьгазстрой".
Кроме этого, ОАО "Тверьоблгаз" , в соответствии с планом реконструкции газовых сетей, произвело перекладку газопровода в районе Санкт-Петербургского шоссе, бульвара Ногина с реконструкцией крановых узлов и задвижек и подходов к трубам диаметров 325 и 400 мм. В результате после прокладки нового дюкера с переподключением к действующим сетям среднего давления его длина составила свыше 1,5км.
Для акционерного общества "Тверьоблгаза" данное строительство в таком объеме с применением метода горизонтально-направленного бурения без нарушения экологической среды в прибрежной зоне и в акватории реки было проведено впервые.
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click

Теперь в историю своей деятельности ОАО "Тверьоблгаз" может вписать еще одну страницу - подводный переход в городе Твери: 2 нитки протяженностью по 470 метров каждая.
Новый газопровод соединил газовые коммуникации Заволжского района с Центральным, Московским и Пролетарским районами города и позволит увеличить подачу газа в 4 раза, не нарушив при этом естественное экологическое состояние окружающей среды. А город Тверь получил дополнительные мощности по подаче газа для нужд населения, энергетики и промышленности.
Текст подготовили:
Поташенков С.Е., Васильев В.В.

К началу

На строительстве перехода через реку Волга
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click
Открытие перехода через реку Волга (10.03.2004)
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click
Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click Для просмотра - Click



ПРОШЛИ ПОД ВОЛГОЙ
Зам.генирального директора ОАО "Тверьоблгаз" по строительству С.Е. Поташенков

Газовому хозяйству Тверской области более 45 лет. Износ основных фондов достиг 65%, а по отдельным объектам - газопроводным сетям и сооружениям на них в городах Твери, Кимры, В.Волочек и Конаково срок эксплуатации превысил нормативный. В связи с этим необходимо их диагностирование, экспертиза, реконструкция и ремонт.
Особенно неблагополучная обстановка сложилась в городе Твери. Мощности газопроводных сетей исчерпали свой ресурс, гидравлические режимы не соответствуют нормативным. Построенный в шестидесятых годах газопровод-отвод на город Тверь требует реконструкции, а ГРС - замены.
Обеспечение потребителей города газом осуществляется, в основном, с одной ГРС № 2, расположенной в Заволжской части города.
Построенной почти сорок лет назад дюкерный переход через реку Волгу не обеспечивает дополнительную подачу газа в Центральный, Пролетарский и Московский районы, а в дни резких похолоданий газоснабжение этих районов крайне осложнялось.
Для нормализации режимов давления и обеспечения безаварийного и бесперебойного газоснабжения потребителей города и области, акционерным обществом ОАО "Тверьоблгаз", в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" была разработана "Программа газификации области на 2002-2007 гг.", согласованная с ОАО "Регионгазхолдинг" и утвержденная губернатором области.
Одним из первых пунктов данной программы было строительство дюкерного перехода через реку Волгу в гор.Твери.
Прежде, чем приступить к прокладке дюкера мы рассмотрели несколько предложений различных компаний, ведущих работы традиционным способом с применением земснарядов, плавкранов, с разработкой береговых траншей и устройством берегоукрепления. Рассматривался также вариант строительства дюкера с применением японского подводного бульдозера. Но эти методы нам не подошли, поскольку они дорогостоящие и сроки выполнения работ значительны. Кроме того, перекрывается судовой ход, возникает много вопросов по экологии, рыбоохране и др.
В итоге было решено применить метод горизонтально-направленного бурения, с которым мы ознакомились совместно с группой специалистов ОАО "Регионгазхолдинг" у пражских коллег "Трансгаз-Прага".
Первоначально планировалось построить в 2003 году одну нитку дюкера с вводом в эксплуатацию в 2004 году, а вторую нитку в 2004 году, с вводом в эксплуатацию в 2005 году.
Проведя дополнительные расчеты, мы решили, что гораздо дешевле строить две нитки дюкера сразу, поскольку не придется дважды доставлять большегрузную технику, готовить площадки и выполнять другие вспомогательные мероприятия.
Это, конечно, потребовало изыскания дополнительных средств, несколько отодвинуло сроки сдачи первой нитки дюкера, но позволило уже в феврале 2004 года запустить в эксплуатацию обе нитки дюкера и сэкономить около 30% средств.
По результатам проведенных геологических изысканий дна реки было установлено наличие твердых известняковых пород, следовательно, работы по горзонтально-направленному бурению должны были проводиться в особых условиях.
В период выбора организации, специализирующейся в производстве работ по горизонтально-направленному бурению, в ходе переговоров с представителями различных предприятий, при определении сроков, стоимости и реальной гарантированной технической возможности выполнения работ по горизонтально-направленному бурению в твердых известняковых породах в большинстве вариантов обоюдного соглашения достигнуто не было, в одних случаях из-за экономической нецелесообразности по сравнению с вышеупомянутыми способами строительства, в других из-за отсутствия технических возможностей.
Соглашение было достигнуто с дочерним предприятием фирмы "Штрайхер" 000 "Дрил Тек Рус" (Пермская область г. Кунгур).
В рамках двухстороннего договора 000 "Дрил Тек Рус" взяло на себя обязательство выполнения работ по горизонтально-направленному бурению, а ОАО "Тверьоблгаз" весь комплекс подготовительных и вспомогательных работ, в частности:
- геодезическая разбивка стройплощадки;
- устройство подъездных путей к стройплощадкам;
- планировка и устройство строительной площадки из железобетонных плит;
- монтаж двух анкерных полей с тридцатью восьмью анкерами, заглубленными в землю на 6 метров, с металлическими рамами под буровую машину весом 46 тонн;
- устройство амбаров для бетонитового раствора;
- монтаж направляющих роликов;
- транспортировка бурового и вспомогательного оборудования от ж/д. до буровых стройплощадок;
- разбивка оси трассы бурения с привязкамиточек входа и выхода;
-ограждение и охрану строительных площадок.
Комплексную подготовку и монтаж нитей газопроводов с последующей сдачей всех норм контроля в соответствии с требованиями СНиП производил ОАО "Тверьгазстрой". Монтаж выполнялся из труб Уральского трубного завода по ГОСТ 10705, диаметром 325 мм*10 с изоляцией весьма усиленного типа из экструдированного полиэтилена, выполненного Клинским изоляционным заводом. Изоляция стыков производилась термоусаживающим рулонным материалом по ТУ (фирма "Термо" г. С.Петербург).
Технадзор за качеством строительно-монтажных работ осуществлялся со стороны ПТП "Тверьмежрайгаз".
Бурение проводилось 000 "Дрил Тек Рус" на глубине 12 - 17 м ниже дна реки в строго установленные сроки календарным планом строительства.
В период проведения буровых работ ОАО "Тверьоблгаз" обеспечивало бесперебойную доставку дизельного топлива и перевозку бетонитового раствора.
Период строительства, включая подготовительные работы, горизонтально направленное бурение и протяжку подготовленных нитей газопровода составил 90 календарных дней (с 15.07.2003г по 15.10.2003г).
Немаловажно и то, что при строительстве газопроводов методом горизонтально-направленного бурения не нанесен ущерб рыболовному режиму, экологическому состоянию реки и прилегающих территорий. Работы велись без закрытия судового хода.
Ввод в эксплуатацию дюкерного перехода позволит несколько стабилизировать режимы давлений в газопроводных сетях Центральной части города, Пролетарского и Московского района до реконструкции ОАО "Лентрансгаз" ГРС № 1 на Борихином Поле.
В настоящее время осуществляется сдача объекта в эксплуатацию, и проводятся подготовительные работы по присоединению дюкерного перехода к действующей газораспределительной системе г. Твери.
Ориентировочная дата ввода в эксплуатацию была определена - 25 февраля текущего года.


Александр ШЕРСТОБИТОВ, технический директор ОАО "Регионгазхолдинг".

Одна из наших задач как управляющей компании 42-х областных газораспределительных организаций - это поиск и внедрение новых технологий в газовом хозяйстве регионов. В 2000 году ОАО "Регионгазхолдинг" собрал группу специалистов нашей корпорации и направил их с визитом в Чехию. В состав группы входил и генеральный директор ОАО "Тверьоблгаз" Сергей Варфоломеевич Тарасов, который оценил преимущества метода горизонтального бурения, применяемого пражскими коллегами в "Трансгаз - Прага", и использовал его на практике. Это эффективная технология, которая позволяет в короткие сроки проложить трубы практически любого диаметра на большие расстояния. Вся основная работа по реализации проекта строительства тверского дюкера методом горизонтально-направленного бурения на 90% была обеспечена "Тверьоблгазом". Тарасов проделал огромную работу: привлек к разработке проекта чешских специалистов и коллектив "Тверьгражданпроекта", привел экономическое обоснование, привлек специалистов фирмы "Штрайхер" (их дочернюю компанию 000 "ДрилТекРус"), нашел схему финансирования. И все это было сделано на высоком профессиональном уровне. Во время строительства дюкерного газового перехода через Волгу была организована поездка в город Тверь специалистов ОАО "Газпром", ОАО "Регионгазхолдинг", ряда газораспределительных и строительных организаций России. Все участники поездки отметили высокую организацию производства работ, слаженность всех участков строительства, жесткий контроль за качеством работ и применяемых материалов со стороны как лаборатории ОАО "Тверьоблгаз", так и органов тверского отдела Госгортехнадзора, сжатые сроки строительства. Проект оказался успешным, и теперь опыт "Тверьоблгаза" будет применяться в других российских регионах.

Направленное бурение за рубежом

Первые станки направленного бурения коммунального назначения появились в США в 1984 г. В настоящее время буровые станки всевозможных размеров от так называемых микросистем до полноразмерных и функциональное оборудование к ним поставляют на строительный рынок десятки фирмы.
В таблице указаны области применения основных типов буровых станков. Одним из основных отличий малого бурового оборудования с наведением от больших машин НГБ является пригодность малых систем для использования в большинстве городских и пригородных зон. Малые и средние станки сейчас можно использовать для укладки труб большого размера на большой длине. Последние технические и технологические достижения позволяют использовать такие станки на разнообразных объектах.
Рынок направленного бурения включает следующие сферы применения: электрокоммуникации, трубопроводы распределения и транспортировки газа, телекоммуникации, трубопроводы сточных вод, системы распределения и транспортировки воды.
Заказчики ищут такое оборудование, с помощью которого можно было бы укладывать трубы и коммуникационные каналы при малых затратах. За 10 лет стоимость укладки коммуникационных каналов малого размера, например, труб диаметром 5 см, "упала" на две трети. В начале 90-х стоимость укладки одного метра полиэтиленового коммуникационного канала диаметром 5 см с использованием оборудования направленного бурения составляла примерно 116 долл. США. Сейчас такую трубу можно уложить менее чем за 40 долл. Подобное, но менее резкое снижение имело место в укладке труб большего диаметра.
Распространение направленного бурения обуславливают следующие факторы.
Урбанизация. Концентрация населения в городских центрах требует расширения или реконструкции сетей коммуникаций для удовлетворения возросших потребностей. Бурение с наведением, по сравнению с открытым способом, производит минимальные разрушения на поверхности.
Обеспечение перемещения транспортных средств и необходимость минимизации перерывов дорожного движения. Транспортный поток - это основная проблема при укладке или обслуживании коммуникаций на многих дорогах и автомагистралях. Направленным бурением удается уложить новый трубопровод при незначительных земляных работах на его входе и выходе вне пределов дороги.
Восстановление. Стоимость восстановления дороги или другой ландшафтной территории после прорытия коммуникационных траншей сильно возросла. В городской среде стоимость рекультивации может достигать 75% стоимости укладки трубы.
Безопасность и нормативы. В строительстве важную роль играет требование правительства и общества безопасного производства работ. Традиционные открытые способы производства земляных работ подвергаются регламентированию и контролю, вводятся все более строгие нормативы крепления котлованов и ограждения суженных мест.
Окружающая среда. Направленное бурение - это хороший способ избежать образования потенциально неблагополучных мест; оно сводит к минимуму необходимость раскрытия загрязненных грунтов при укладке близко расположенных коммуникаций. При применении направленного бурения сокращается процедура согласования.
Экономические соображения. Направленное бурение - это новая технология, имеющая потенциальные возможности совершенствования оборудования.
Например, в США помощью с направленного бурения прокладывается около 20 тыс. км коммуникаций в год. Общая длина подземных коммуникаций, за исключением отдельных линий связи, умеренно растет. Продолжающееся распространение направленного бурения говорит о его экспансии на рынки и о сокращении применения традиционных методов.

Длина скважин и области применения различных типов оборудования горизонтального бурения с наведением
Тип оборудования Длина скважины, м Диметр, см Опорная площадь станка,кв.м Применение
Буровые микросистемы с наведением До 40 До 10 0,9x1,5 Соединение линий обеспечения зданий с магистралями
Буровые мини системы с наведением до 180 от 5 до 3О 0,9*4,6 Линейная укладка и устройство пересечений
Средние буровые системы с наведением 120 - 600 до 60 1,2*4,9 Подводные, экологически чувствительные зоны, автодороги
Системы направленного горизонтального бурения более 300 до 150 3*18 Подводные, экологически чувствительные зоны, автодороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов


К началу статьи

Поиск по сайту